Положение о программе наставничества 

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о программе наставничества МБДОУ детский сад № 6 (далее
– Положение) регламентирует особенности внедрения целевой модели наставничества, в
том числе разработки и реализации программ наставничества.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; распоряжением Мин просвещения
от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным программам, в том числе с применением
лучших практик обмена опытом между обучающимися», локальными нормативными
актами МБДОУ детский сад №6 (далее – МБДОУ).
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции
самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином
«обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор – работник МБДОУ, назначаемый заведующим, который отвечает за
организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых
для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью внедрения наставничества является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также
создание
условий
для
формирования
эффективной
системы
поддержки,

самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 1,5
лет, педагогов разных уровней образования и молодых специалистов МБДОУ.
2.2. Задачи внедрения наставничества:
 улучшение показателей в МБДОУ в образовательной, воспитательной,
социокультурной и спортивной сферах;
 подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном мире, отличительными
особенностями которого являются нестабильность, неопределенность,
изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
 раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной
образовательной траектории;
 создание психологически комфортной среды для развития и повышения
квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров;
 создание
канала эффективного обмена личностным, жизненным и
профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и
профессиональной деятельности;
 формирование открытого и эффективного сообщества вокруг школы,
способного на комплексную поддержку его деятельности, в котором
выстроены доверительные и партнерские отношения.

3. Порядок организации наставничества
3.1. Наставляемые определяются путем выявления конкретных проблем у обучающихся
и педагогов, которые можно решить с помощью наставничества.
3.2. Наставники подбираются как из внутреннего, так и с внешнего контура связей
МБДОУ из наиболее подготовленных, обладающих высокими профессиональными и
моральными качествами, проявляющих способности к воспитательной работе и
пользующихся авторитетом в коллективе.
3.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного
года в зависимости от его направления и формы.
3.4. Наставничество может быть индивидуальным (направленное на одного
обучающегося) и (или) коллективным (когда наставничество распространяется на
группу обучающихся).
3.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным
письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого
осуществляется наставничество. Если лицо не достигло 18 лет, то назначение наставника
происходит после получения письменного согласия его законного представителя.
3.6. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности,
командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам
наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, по другим
веским причинам.
3.7. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае
неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
обязанностей, предусмотренных настоящим положением.
3.8. Результатами эффективной работы наставника считаются:
 улучшение показателей МБДОУ: образовательных, спортивных, культурных;

развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала;
рост числа обучающихся, способных самостоятельно строить индивидуальные
образовательные и карьерные траектории;
 улучшение психологического климата МБДОУ, создание психологически
комфортной и плодотворной среды развития педагогов;
 привлечение
дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие
инновационных образовательных и социальных программ МБДОУ.



3.9. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества
предусматривается:
 объявление благодарности, награждение почетной грамотой;
 материальное поощрение в соответствии с локальными нормативными актами
МБДОУ.

4. Руководство наставничеством
4.1. Внедрение и реализация наставничества возлагаются на куратора, который
назначается распорядительным актом директора МБДОУ.
Куратор осуществляет следующие функции:
 сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
 организация обучения наставников;
 контроль проведения программ наставничества;
 участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы
наставничества;
 решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации
наставничества;
 мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы.
4.2. Дополнительно куратор осуществляет следующие функции:
 определяет кандидатуру наставника;
 определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно
осуществляет наставничество;
 определяет срок наставничества;
 осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности наставляемого,
вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по
наставничеству, программу наставничества;
 создает необходимые условия для совместной работы наставника и
наставляемого;
 вносит предложения о замене наставника;
 вносит предложения о поощрении наставника;
 обеспечивает
своевременное представление надлежаще оформленных
документов по итогам наставничества.

5. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник имеет право:
 вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором
работает лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, о
создании условий для совместной работы;

требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
выполнения указаний по вопросам, связанным с его деятельностью;
 осуществлять
контроль деятельности лица, в отношении которого
осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения
заданий, поручений и качества выполненной работы;
 обращаться с заявлением к заведующему МБДОУ с просьбой о сложении с него
обязанностей наставника конкретного лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.


5.2. Наставник обязан:
 руководствоваться
требованиями законодательства РФ и локальных
нормативных актов МБДОУ при осуществлении наставнической деятельности;
 способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических
качеств;
 оказывать содействие наставляемому в исполнении его обязанностей,
ознакомлении с основными направлениями деятельности, полномочиями и
основами корпоративной культуры;
 оказывать содействие наставляемому в изучении законодательства РФ и
локальных нормативных актов МБДОУ, регламентирующих исполнение
должностных обязанностей наставляемого;
 способствовать освоению наставляемым практических приемов и способов
качественного выполнения своих обязанностей, устранению допущенных
ошибок;
 передавать наставляемому накопленный опыт профессионального мастерства,
обучать наиболее рациональным приемам, передовым и безопасным методам
работы;
 привлекать к участию в общественной жизни коллектива МБДОУ;
 воспитывать у наставляемого дисциплинированность и исполнительность,
нацеленность на результативную работу, рост производительности труда,
проявлять требовательность в вопросах соблюдения норм профессиональной
этики;
 периодически докладывать куратору о процессе адаптации наставляемого, его
дисциплине и поведении, результатах профессионального становления.

6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Наставляемый имеет право:
 обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с реализацией
программы наставничества;
 вносить предложения по корректировке программы наставничества;
 обращаться к куратору с ходатайством о замене наставника.
6.2. Наставляемый обязан:
 выполнять мероприятия программы наставничества в установленные сроки;
 выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению обязанностей
при реализации программы наставничества;
 совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения обязанностей;
 устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
 проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
 обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
 участвовать в общественной жизни коллектива МБДОУ.

7. Формы и стили наставнической деятельности
7.1. Формы наставнической деятельности:
 прямая (непосредственный контакт с молодым специалистом), общение с ним
не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке) и опосредованная
(формальный контакт, путем советов, рекомендаций, но личные контакты
сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду);
 индивидуальная (за наставником закрепляется один молодой специалист) и
групповая
(наставничество
распространяется
на
группу
молодых
специалистов);
 открытая (двустороннее взаимодействие наставника и молодого специалиста) и
скрытая (наставник воздействует на молодого специалиста);
 коллективно-индивидуальная
(наставничество
над
одним
молодым
специалистом осуществляет трудовой коллектив) или коллективно-групповая
(наставничество трудового коллектива осуществляется над группой молодых
специалистов).
7.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня подготовки
подопечного и сложности задачи):
 инструктаж – стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания
подопечному или предлагает ему копировать свои собственные действия;
 объяснение – стиль, при котором наставник показывает, как правильно
выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает
обоснование своим действиям;
 развитие – это стиль, при котором наставник предлагает решить
производственную задачу и представить результат.

8. Разработка программы наставничества
8.1. Программа наставничества (далее – программа) разрабатывается куратором или
другим работником МБДОУ, назначенным заведующим МБДОУ, в соответствии с
законодательством РФ.
8.2. Программа носит срочный характер, ее действие рассчитано на один календарный
год с возможностью пролонгации при необходимости и определено запросами
потенциальных наставляемых в данный период. Программа может корректироваться
куратором при обязательном согласовании с участниками исходя из специфики
психолого-педагогической ситуации.
8.3. Проектирование содержания программы осуществляется куратором в
сотрудничестве с парами «наставник + наставляемый»/группами в соответствии с
запросами наставляемого и возможностями участников при согласовании с
родителями/законными представителями несовершеннолетнего.
8.4. Программа должна определять наиболее оптимальные и эффективные для
удовлетворения выявленных у потенциальных наставляемых запросов содержание,
формы, методы и приемы организации наставничества, учитывая состояние здоровья
учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также имеющиеся у
МБДОУ ресурсы.
8.5. Структура программы должна соответствовать таблице, приведенной ниже.

Структура программы

№ Элементы программы
1

Пояснительная записка

Содержание элементов программы
Цель и задачи программы наставничества в
соотношении с проблематикой образовательного
процесса, характеристикой континента МБДОУ.
Выбранные на данный период формы наставничества в
соотношении с целью и задачами внедрения целевой
модели.

2

План-график
программы

реализации Таблица с мероприятиями и сроками реализации
программы, ответственными, описанием итогового или
контрольного события, результата

3

Мониторинг
эффективности
реализации программы

Описание содержания, этапов и сроков мониторинга и
ответственных за его проведение

4

Приложение

Анкеты, опросники, справки, иные
необходимые для реализации программы

8.6. Программа утверждается
педагогическим советом.

заведующим МБДОУ

после

материалы,

согласования

с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».