«Применение ИКТ в детском саду»
Подготовила:
заведующий ДОУ Соскиева М.М.
В настоящее время в нашей стране
реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с
доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к
этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных
технологий) в дошкольном образовании открывает новые возможности в обучении и
воспитании дошкольников.
В статье 20. «Закона об
образовании в Российской Федерации» говорится, что в образовательных
организациях осуществляется инновационная деятельность в целях обеспечения
модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений
социально-экономического развития РФ, реализации приоритетных направлений
государственной политики РФ в сфере образования.
Актуальность использования ИКТ в
организации педагогического процесса обусловлена необходимостью повышения
качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Применение ИКТ в обучении определило
важный принцип – принцип индивидуализации. Согласно требованиям ФГОС нового
поколения каждый обучаемый следует индивидуальному ритму обучения, со своим
именно ему необходимым темпом и уровнем освоения образовательной программы, с
заданной глубиной изучаемого материала.
Ключевыми
направлениями процесса информатизации ДОУ являются:
1.
организационное:
-
модернизация методической службы
-
совершенствование материально-технической базы
-
создание определенной информационной среды
2.
педагогическое:
-
повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ
-
внедрение ИКТ в образовательное пространство.
В соответствии с законом «Об образовании
в РФ» дошкольное образование является одним из уровней общего образования.
Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного
общества.
Использование ИКТ
(информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов
образования.
Информатизация системы
образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной
компетентности. Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и
современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные
ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Для
того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного,
эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами
взаимодействия со взрослыми, и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные
педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и
современные информационные технологии.
ИКТ – это
обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы,
алгоритмы обработки информации.
Под
ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео,
DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что
может представлять широкие возможности для коммуникации.
Одним
из требований к педагогической деятельности является владение
информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в
воспитательно - образовательном процессе.
Педагог
должен уметь:
1.
Создавать графические и текстовые документы (т.е. самостоятельно оформлять
групповую документацию, диагностику)
2.
Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе
3.
Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска
информации в интернете
4.
Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций
Использование
компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие
возможности:
• Компьютер
– это средство выравнивания возможностей детей.
• Система
сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.
• Расширение
профессиональных контактов педагогов и повышение качества обучения детей.
• Повышение
качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа
видеофрагментов.
• Тесный
контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.
• Индивидуализация
образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.
• Высокая
скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит
время на занятии.
• Эффективное
игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих
способностей дошкольников.
• Оперативность
управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в
текстовой и образной форме.
Использование
ИКТ в образовательном процессе это, прежде всего:
1.
Организация непрерывной образовательной деятельности воспитанника;
2.
Организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;
3.
Реализация проектов;
4.
Создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
При
организации воспитательно – образовательного процесса с активным применением
ИКТ педагог использует следующие модели:
Визуальная
модель –
презентации, видеофрагменты фильмов и мультфильмов, интерактивные схемы и
модели. Все эти средства обеспечивают наглядность, дающую возможность
воспитателю выстроить объяснения на занятиях логично, научно, с использованием
видеофрагментов.
Аудиомодель – музыкальное
сопровождение, аудиокниги.
Игровая
модель –
использование ИКТ в детском саду для организации игровой деятельности.
Рассмотрим
подробно, как применять ИКТ в процессе организации детской деятельности
с целью реализации программного содержания каждой образовательной области в
соответствии с ФГОС:
«Физическое
развитие»: используется
аудиомодель (воспроизведение звуков), визуальная модель (наглядные схемы, где
детский герой на экране делает упражнения, которые аналогичным способом
выполняют дети)
«Социально-коммуникативное
развитие» используются
все модели: демонстрационные картинки, презентации, персонажи для игр, игровые
схемы, видеосюжеты, представляемые на интерактивной доске, интерактивные игры.
«Познавательное
развитие»: задействованы разнообразные модели – более успешна –
игровая модель, в которой используются математические интерактивные игры,
презентации или отрывки из документальных фильмов, акустические системы записи
и воспроизведение звуков, персонажей для игр.
«Речевое
развитие» чаще
всего используется визуальная и аудиомодели, включающие в себя демонстрации
картинок, презентаций, персонажей для игр, игровые схемы, видеосюжеты,
используется музыкальное сопровождение и аудиокниги.
«Художественно
– эстетическое развитие» , основными моделями которого являются
аудиомодель и визуальная. При организации деятельности с детьми педагог
демонстрирует изображения картин, предметов декоративно-прикладного искусства и
рисунки самих детей, сценки из мультфилдьмов, иллюстрации к сказкам. Дети
совместно с педагогом могут отправиться в удивительную виртуальную экскурсию в
любой музей художественного творчества и изобразительного искусства.
В
работе педагога выделяются следующие направления в
использовании ИКТ, которые доступны для работы с дошкольниками:
· Использование
мультимедийных презентаций;
· Использование глобальной
сети Интернет;
· использование развивающих
компьютерных программ;
· разработка и использование
собственных авторских программ.
Особая
роль ИКТ отводится при проведении массовых мероприятий, развлечений, игр,
утренников. С помощью средств ИКТ возможно передать наглядно, например, мощь
российской Армии, услышать звуки вьюги, метели, и т.д.
Использование
ИКТ в методической работе ДОУ
1. Использование
глобальной сети интернет. Поисковые системы сети интернет
предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по
вопросам развития и обучения детей, любые фотографии и иллюстрации.
2. Использование
компьютера для ведения документации. Компьютер может оказывать неоценимую
услугу воспитателям и «продвинутым» родителям по составлению и оформлению
календарных и перспективных планов, всевозможных планов мероприятий с помощью
программ-организаторов, готовить и оформлять родительские уголки, вести
индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты
тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития
ребенка.
Использование
ИКТ в работе с родителями Большое внимание ДОУ уделяется работе с
родителями. Целью использования ИКТ технологий является активное вовлечение
родителей в совместную деятельность с детским садом. Для этого применяются
различные формы: дни открытых дверей, спортивные праздники, выставки, встречи
со специалистами различного профиля. Проводятся индивидуальные и групповые
консультации.
В
то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии
способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива
детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Наличие у
детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет
родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы,
расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Кроме
этого сайт детского сада может стать для родителей источником информации
учебного, методического или воспитательного характера. Родители могут получить
информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах
поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и
воспитанию дошкольников. Телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме
времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей, получать
информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на
устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом.
Сотовая
связь. У
каждого родителя есть номера телефонов воспитателей. Воспитателями активно
используются приложения Viber и WhatsApp. Родители могут
позвонить, отправить сообщение, задать любой вопрос. Так же обмениваться фото
после утренников, воспитатели скидывают фото в режимных моментах. Преимущество
в использовании сотового телефона – это осуществление живого диалога с
родителями, оперативность информации.
Электронная
почта предоставляет
более широкие возможности для общения с родителями. Можно доносить большой
объем информации, осуществлять индивидуальное взаимодействие с семьей.
На личной
веб-странице воспитателя в сети интернет размещаются преимущественно
консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей.
Мультимедийные
презентации – это
один из современных методов работы с детьми и родителями. Использование
возможно во время проведения родительских собраний, мастер-классов, публичных
отчетов, круглых столов и других мероприятий.
Таким образом, использование ИКТ
способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают
возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети
Интернет, повышается их социальный статус. Использование ИКТ в работе с детьми
служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно
наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.